13950827_1160362304021838_344053992_oКак вы пришли к йоге?

Это был 1979 год. Вышла известная статья о йоге в журнале «Наука и жизнь», у нас семья выписывала этот журнал. И мы с отцом начали заниматься йогой по этой статье.

На тот момент у меня была только статья и папа который меня этим увлек. Мы занимались каждый день в форме зарядки перед школой. Это была настоящая хатха-йога, мы осваивали упражнение за упражнением, технику за техникой, помогали друг другу. Тогда про парную йогу никто не знал. Но мы как раз делали те парные упражнения, которые сейчас у всех на слуху и на виду, акробатические этюды. Практика была в форме игры.

В то время йога была не совсем разрешена. Не знаю, был ли явный запрет, я тогда был маленьким и в не сильно вникал в это. Но афишируемых занятий йогой не было. Тем не менее, про йогу люди знали и публикации были. Как только я начал заниматься, информация стала приходить: знакомые приносили какие-то перепечатки, нашлись единомышленники, которые тоже практиковали.

Все было именно так, как в традиционных рассказах о советской йоге: размноженные листы с копировального аппарата ЭРА с непропечатанными буквами, которые обводили ручкой. Были еще публикации в советских журналах, в которых часто можно было найти очень близкие к йоге упражнения, но они, конечно, не назывались йогой. Я, например, занимался по системе изометрических упражнений «Железного Самсона» (это был такой силач начала 20 века). Тогда было очень модно выступать в цирке, демонстрируя сверхвозможности тела: стрельба из цирковой пушки, проезжание автомобиля, телеги по человеку. Состояние тканей этих людей было удивительно прочным. Это достигалось благодаря особой системе тренировок (изометрических упражнений) – мышечное усилие при фиксированной длине мышцы, движение через сопротивление. Впоследствии, кстати, все это вошло в нашу систему преподавания.

Развитие шло по «классике жанра»: у меня было слабое здоровье, я был очень болезненным. Я стал заниматься йогическими атлетическими упражнениями, которые имитируют физическую нагрузку, выполняемые в медленном темпе с максимальным напряжением и вниманием. Это мне очень помогло: удалось создать мышечную массу, которой не было, стать сильным. Иногда говорят, что йоги должны быть очень худыми. Мне кажется, это — вопрос выбора. Я никогда не был худым, сухим и всегда имел хорошую мышечную массу, которую развил исключительно йоговскими способами. Эта мышечная масса мне никогда не мешала, даже наоборот – всегда помогала, я выбрал профессию в которой была важна физическая подготовка.

13942541_1160362564021812_1259345935_nА что за профессию вы выбрали?

Выбор профессии был во многом обусловлен увлечением йогой. Не знаю, почему у меня была такая жесткая мотивация – я занимался йогой и техниками оздоровления с детства и всегда твердо знал, что буду заниматься йогой всю жизнь. Я был уверен, что мне нужно будет обязательно поехать в Индию, найти учителя и продолжать заниматься йогой серьезно. Большое впечатление произвел роман Ефремова «Лезвие бритвы», кроме того, я откуда-то был осведомлен, что советские геологи работают в Индии. И я решил стать геологом, ведь тогда нельзя было даже предположить, что мы сможем свободно ездить в Индию и вообще куда угодно. Я надеялся попасть в Индию в качестве геолога.

Еще я детства занимался туризмом, и туризм тоже определил выбор геологической профессии. И так я поступил в Ленинградский горный институт на геофизический факультет.

И вам удалось поехать в Индию и найти учителя?

Нет, я ездил в другие страны, первой поездкой в качестве ученого-геофизика была Иран – очень экзотическая страна. А в Индию я поехал намного позже и уже по своим йоговским делам.

Моя профессия мне очень нравилась, я был полностью погружен в нее. Занятия научными исследованиями требуют полной отдачи и глубокой концентрации и в этом очень похожи на йогу. Работа полностью меня устраивала. Цель профессионально преподавать йогу не ставилась. Но долго развиваясь в своей специальности, закончив аспирантуру, став кандидатом наук, специалистом в своей узкой области, я пришел к некоему «потолку». Я просто увидел, что дальше – докторская диссертация, потом – академия наук. И эта академическая жизнь меня не очень привлекала. Мне хотелось заниматься тем, что мне было по-настоящему интересно. Пришло время делать выбор. Если говорить йогическим языком, наступило время вивеки и экаграты… На тот момент я уже преподавал йогу, и у нас активно было развито направление йога-туризма. Профессия себя исчерпала, я увидел, что в академической среде дальше все будет идти по кругу (лично для меня), а в йоге была безграничность в развитии.

Как менялась ваша практика на разных этапах жизни и к чему вы пришли сейчас?

Практика менялась кардинально. Когда я начал практиковать, информации было очень мало. И вплоть до конца 90-х мы, как губки, впитывали всю литературу. Обычно нам попадались какие-то асаны и они практиковались статично, мы просто переходили от одной асаны к другой. Но со временем, мы (на тот момент у нас была группа единомышленников, которые практиковали вместе, обмениваясь опытом) стали догадываться, что что-то тут не так: асаны должны были как-то связываться вместе в некие плавные последовательности. Прийти к этому решению нам помогло айкидо. Мы занимались йогой до и после тренировок по айкидо и стали замечать, как качественно меняется практика йоги под влиянием динамических кругообразных движений айкидо. И так, благодаря соединению опыта айкидо и йоги мы стали организовывать свою практику как динамические связки упражнений. Мы тогда не знали слово «виньяса». Мы сами придумывали поток виньяс.

Потом мы познакомились с системой Андрея Владимировича Сидерского, который также соединял асаны в последовательности, увидели, что есть люди, которые, так же как и мы соединяют асаны в поток. Идею потока мы взяли из айкидо, там есть даже такой термин «кино нагаре» — искусство спонтанного потока. Ну а, затем, по мере расширения кругозора, знакомства с многочисленными мастерами йоги, стало понятно, что интуитивный выбор был верным.

Потом появилась информация по Аштанга-Виньяса йога, на каком-то этапе мы погрузились в эту практику, даже преподавали его какое-то время. Но пришли к выводу, что данный вид практики не подходит ни для нас, ни для нашего климата, ни для наших людей. Но глубокий разбор системы, по котором строятся последовательности в Аштанга-Виньяса йоге во многом определил те принципы, на которых основан сегодня наш авторский стиль, который мы сейчас преподаем.

13936841_1160362007355201_280197535_nКак называется ваш стиль?

У нас с Вадимом Поповым (с которым мы вместе организовали школу) никогда не было желания как-то назвать то, что мы делали. Сейчас принято делать брэнд и его продвигать. У нас же никогда не было такого желания, мы не понимали, как в йоге можно делать брэнд. Мы не создавали вообще никаких брэндов. Мы просто преподавали йогу и хатха-йогу в частности.

У нас были какие-то названия, но эти названия давали те люди, которые у нас занимались. Названия приходили со стороны. Кто-то стал называть нас «школа йоги», и мы стали называться «Школа Йоги».

Сначала было название «В потоке», потом «Поток Странствий». Потому что мы одними из первых соединили йогу и путешествия, стали ходить в походы с йогой.

Йога-туризм очень сильно повлиял и на нашу практику. Ведь, если ты выходишь на природу, там все меняется. Когда мы только стали ходить в йога-походы, коллеги-преподаватели смеялись над нами: «нужен коврик и ровная поверхность. Как можно заниматься йогой в походе?» На что мы пожимали плечами и говорили: «если йогу что-то и нужно чтобы заниматься йогой, то это только его тело и опора на которой он стоит». Опорой может быть гора, дерево, камень, болото, шатающийся мостик. Мы так и объясняли своим студентам – если ты сделал хорошо асану на полу на коврике, встань на табуретку и сделай то же самое. Получилось на табуретке? Поставь табуретку на стол и снова попробуй ту же асану.

Йога древняя и йога современная, противоречат ли они друг другу? Как они связаны?

Вопрос очень интересный. Раньше я на него очень легко и однозначно отвечал, но сейчас возникла новая волна дискуссий по этому поводу. У нас только что прошел фестиваль «Yoga & Family» и там было много бесед на эту тему, были исследователи индологи, которые глубоко изучают этот вопрос, профессионально в университете.

Есть подход академический и есть наш подход йогов-практиков. Вопрос очень противоречивый и нельзя ответить на него линейно. С одной стороны, та вакханалия йогическая, которую мы сейчас наблюдаем это просто, конечно, бред. Йога ушла уже в архетипы, в голливудские фильмы. Сегодня это огромный коммерческий рынок. Конечно, можно уйти в обструкцию, послать всех лесом, сказав «это все неправильно, а мы правильные настоящие классические йоги». С другой стороны, у меня в силу моего личного опыта, есть возможность наблюдать развитие йоги на протяжении довольно долгого периода, примерно с конца 70-х. Если сравнивать, то сейчас йогической информации стало очень много, разница просто колоссальная. Но я не вижу в этом ничего страшного и криминального. Йога — это вещь сакральная. Она не для массового применения и не для всех. Не смотря на то, что сейчас массово занимаются йогой. Я не имею ничего против, лучше заниматься йогой в такой форме, чем пить пиво на лавочке во дворе. В этих стилях йоги есть хотя бы ценность здорового образа жизни и это уже неплохо. Но йога как была сакральным знанием в древние времена, знанием за которым нужно идти, искать учителя, так и осталась. А знание, настоящее знание, это только то, что ты пережил на практике, то, что пропустил через себя. И сейчас, когда нас захлестнуло потоком информации, подчас избыточной, знание осталось таким же сакральным. И если человек хочет практиковать глубоко, делать йогу частью образа жизни, то знание добывается сейчас так же тяжело. Ведь найти нечто глубокое и стоящее в океане чепухи, которая сейчас называется йогой, новичку будет стоить больших усилий.

Что отличает современную йогу?

Большая часть современных практиков занимаются наследием Кришнамачарьи. Но Кришнамачарья это уже начало 20 века. И если мы обратимся к истории, то увидим, что он йогу к тому времени реформировал, и это была уже не та йога, которая была в веке 19-м или 18-м. На уровне подъема индийского национального движения и возрождения йоги, возник вот такой первый этап «гламуризации» йоги, ее приспособления к общественному. Йоги ведь раньше были аскетами, и к ним относились с опаской даже в самой Индии. И все школы йоги были закрытыми. Не было широкого распространения йоги.

Мне нравится понятие потока. И йога — это тоже поток, она развивается так же, как развивается все в этом мире. И в этом потенциал йоги. Она не может находиться в застывшей форме, она вливается в то, что мы видим вокруг. Многие современные стили йоги очень интересны, и они только развивают и обогащают ее.

При всем многообразии современной йоги (в ее позитивном и негативном аспекте), у нас всегда есть первоисточники. И они опубликованы и доступны. Литература есть уже на русском языке (ее достаточно и хватит на много лет занятий), но если этого будет мало, можно обратиться к английскому, можно обратиться к санскриту и хинди. В этих источниках опубликованы правильные вещи, и если им следовать, то вы будете всегда двигаться по верному пути. Это та база, на которой все стоят. И есть физиология, которую никто не отменял. Смотрите на здравый смысл физиологии и на первооисточники.

13940101_1160362164021852_851333838_oГлубокая практика йоги приводит в мир или уводит от мира?

Йога меняет человека. Человек, приходя в йогу с мотивацией о счастье, здоровье, счастливых отношениях с практикой очень меняется, меняется его мотивация. Когда ко мне приходят студенты, я говорю им «а вы готовы, что вы будете меняться? Вы реально хотите меняться? Тогда оставайтесь. Вы вступаете в такую реку, откуда выхода уже не будет». Если вы просто хотите накачать ноги – идите на фитнес. Но если вы действительно готовы меняться, задавать глубокие вопросы: «кто я?», «что я есть в этом мире?», «как это все устроено?», то йога дает ответы на глубокие вопросы бытия. И ответы не философского, а практического характера. Эти ответы записаны на телесном уровне, и их поиск позволяет задействовать все существо человека.

Уйти в горы и там практиковать или заниматься йогой в социуме для счастья и здоровья? У каждого человека есть свой этап развития. И без фундамента, без пройденных мостов, без приведения в порядок своего тела, ума, взаимоотношений ума и тела и их взаимоотношений с внешним пространством двигаться в йоге практически невозможно. Это написано в Йога-Сутрах Патанджали. Там описаны препятствия, клеши и йога описывается как метод устранения препятствий. Этот процесс устранения препятствий может быть растянут во времени, и поэтому может показаться, что йога нужна для улучшения здоровья, улучшения отношений, для комфорта в жизни. Все эти благостные улучшения не отрицаются. Но они нужны для того, чтобы построить прочный фундамент для движения дальше, для развития сознания, для осознания того, что тело это еще не все, дыхание это не все, энергетика тела это не все, мысли это не все. А есть нечто настолько глубокое, что невозможно описать словами и определениями. И если тебя это волнует, то ты пытаешься в этом разобраться.

То есть йога меняет не только человека, но и окружающее пространство?

Человек, глубоко практикующий йогу, однозначно выпадает из общества потребления. Йога не во внешних атрибутах, не в ковриках и зеленых коктейлях, она в том, что находится внутри человека.

Человек, очищая себя, делает себя «храмом». Он следит за своим внутренним и внешним содержанием, поддерживает свой «храм». Когда человек практикует это, то окружающее пространство неизбежно меняется, оно начинает отображать его состояние. В его окружении появляются такие же практикующие люди, их собирается все больше. Вот они уже организовали вегетарианское кафе, потому что они хотят есть здоровую пищу. Вот уже сеть вегетарианских кафе в Петербурге. А вот здоровый образ жизни, а вот фестивали. Эта среда растет. И не рекламой, а живым примером, в эту среду вовлекаются новые и новые люди. И пространство вокруг преобразовывается.

Именно таким примером преобразования пространства, благодаря здоровой и живой среде практиков йоги является, в том числе, Аватар йога фестиваль. Мне очень приятно, что то там, то тут организуются события, которые своей целью ставят обмен опытом йогической практики, общение, ценности здоровья, осознанности, дружественности и взаимоуважения. Мы с моими друзьями проводим подобные фестивали в России, и я очень рад возможности приехать на Украину на такое мероприятие.

Приглашаю и вас погрузиться в поток йоги, улыбок, солнца, моря и общения с единомышленниками в конце августа под Одессой, в Украине.

До встречи!

Будьте счастливы

Подготовила Дарья Ролина