“Изучаю индийский классический танец с 1993 года, начала с изучения стиля Бхаратанатьям у Ани Смирновой, стиль Одисси можно было изучать только по видео материалам. В 1998 году Андрей Лаппа организовал приезд в Украину Гуру Пратибхи Джена, дочери и ученицы Сурендранатха Джена – создателя одной из значимых школ и направления в Одисси. После я продолжила изучать Одисси самостоятельно и преподавать в созданном мною танцевальном коллективе. Организовывала семинары и выступления гуру Пратибхи в Украине. В 2002 году начала изучать арабские танцы. Организвали аматорский коллектив, объединивший восточное танцевальное направление. В 2006 году получила грант от ICCR — комиссия по вопросам интеграции индийской культуры при правительстве Индии. Училась в магистратуре факультета Изящных искусств в университете Рабиндранатха Тагора в Калькутте. Изучала Одисси стиль гуруджи Прасад Дас, Рабиндра Нритья — танец-драма Рабиндранатха Тагора (танец на песни и музыку Тагора состоит из пяти классических стилей индийского танца), параллельно училась в частной школе Шибаранджани у Гуру Дипанвиты Рой, ученицы Келучарана Мохапатры (создатель красивейшей и оригинальной школы в стиле Одисси).

В настоящее время индийский танец изучаю самостоятельно.

«Танцу надо отдаться, его надо впустить в себя, им надо жить. Радость, печаль, кокетство, любовь, гнев — все, что ты можешь или не можешь допустить в жизни, позволено в танце с многократным увеличением.»

Одисси – индийский классический танец штата Орисса, восточная Индия.

«Философии танца – это его универсальность. Различные культуры могут говорить на одном древнейшем языке танца.»

В 12 веке знаменитый храм Бога Джаганнатха в городе Пури (штат Ориса, Индия) приобрел свой существующий и до наших дней облик. В тот же период святой вайшнавский поэт Джаядева Госвами написал удивительную поэму «Гита Говинда», посвященную божественной любви Радхи и Кришны. Он также предполагал произведение как музыкальное, и указал, под какую рагу (мелодию) и под какой ритм исполнять стихи. Эту драму храмовые танцовщицы Махари исполняли перед Божествами, и чуть позже это было включено в общий ритуал поклонения в храме Джаганнатхи. Махари должны были придерживаться строгих правил и ограничений в жизни. Им также не разрешалось выступать для публики, они танцевали только в храме для Божества. Позже при дворе царей и для публики стали выступать готипуа – мальчики, одетые в женские костюмы. Они исполняли очень сложные танцы, требующие серьезной акробатической подготовки. Для этого они много часов ежедневно тренировались в специально предназначенных для этого тренировочных залах – акхадах. Это больше напоминало цирковые номера, однако, их танцы были очень изящными и орнаментальными, и их нежный возраст обеспечивал легкость движений и гибкость, от них не ожидалось глубокого проникновения в эмоционально насыщенные части танца. Готипуа тоже танцевали для Божеств во время разных храмовых церемоний и фестивалей. Позже в Ориссе неоднократно менялись религиозные правила и традиции, так как ее неоднократно завоевывали. Поэтому в танцевальном стиле Одисси пересеклись и соединились две классические индийские музыкальные системы – северная, Хиндустани, и южная, Карнатик. И музыка в Одисси особая: в ней нежность и сладость севера и пылкая страсть юга сплелись воедино. Стиль Одисси очень лиричен, эмоционален и мягок. Это олицетворение любовной поэзии в движении. Все пропитано бхакти, или любовью и преданностью Богу.

Одисси сегодня бесспорно один из древнейших стилей индийского классического танца. Но, парадокс заключается в том, что современный (возрожденный) Одисси очень молод: его восстановление началось в 40-е годы ХХ века.

Сказать, что танцевать индийскую классику сложно – значит не сказать вообще ничего. Помимо отличной физической подготовки, не уступающей по уровню легкой атлетике, необходимо еще освоить огромный пласт знаний, касающийся индийской мифологии, культуры и религии. Индийский танец – это ученичество длиною в жизнь.