14009800_10153619854896268_270439497_nАнна, расскажите, когда вы впервые поняли, что хотели бы заниматься йогой?  Это был вдохновляющий личный пример какого-то знакомого? Книга? Просто внутренне озарение? Какой была ваша первоначальная мотивация? Что вы искали в практике йоги?       

Не могу сказать, что искала что-то конкретное. Вначале просто хотелось найти интегральную практику,  которая сочетала бы в себе как совершенствование физического тела, так и более тонких аспектов человеческого существа.

Началось все с нескольких индивидуальных занятий хатха йогой с Юлией Серебряковой в её студии в Харькове,  затем так сложились обстоятельства,  что очень скоро на всё лето я переехала в Днепропетровск. Там моя практика продолжилась с чудесным инструктором одного из фитнесс центров, Ириной.

Примерно в то же время интерес к самоисследованию, самосовершенствованию и изучению йоги стал крепнуть. Настольными книгами, в том числе и по рекомендациям Ирины, стали «Йога Дипика», «Хатха Йога Прадипика», «Автобиография Йога», книги Ошо, а также работы отечественных мастеров — Андрея Сидерского, Андрея Лаппы и других, книги по аюрведе ну и конечно  “Трактат о питании” Ар Эддара.

Какие стили пробовали и почему решили выбрать именно метод Айенгара?

Так получилось, что с самого начала моя практика хоть и не могла называться йогой Айенгара, (которой, как мы шутим, занимался только Гуруджи, сам Айенгар) но всё же была основана на написанной им Йога Дипике. Поэтому можно считать, что я сразу нашла то, что искала. Чуть позже, когда я впервые поехала в Индию, с тем чтобы глубже познакомиться с аюрведой, вместо этого познакомилась с удивительным и очень увлеченным инструктором Бихарской школы йоги, и навсегда влюбилась в практику йога нидры и медитативные техники этой школы. После этой поездки домашняя библиотека обогатилась удивительными по наполненности трудами Свами Сатьянанда Сарасвати и пока не сбывшейся мечтой съездить в Бихар.

Уже гораздо позже, закончив Академию и все-таки не найдя себя в государственном управлении, я отчетливо поняла, что то, чем я буду заниматься в жизни не должно разниться с тем, что я люблю. И эта деятельность должна привносить улучшение не только в мою жизнь, но и в жизнь окружающих. Затем я познакомилась с будущими коллегами из Москвы и Российской ассоциацией йоги Айенгара. Оказалось, что то, что основываясь на «Йога Дипике», делаю я, считая йогой Айенгара, и метод йоги Айенгара в его сегодняшней всеобъемлющей полноте, сильно разнится…

Тогда и пришло желание постичь систему, сделавшую обычного человека Великим Мастером. И все началось… Курсы подготовки преподавателей йоги Айенгара, изучение методической литературы и видеоматериалов, усердная домашняя практика.

Расскажите о первой личной встрече с Айенгаром? Какое впечатление произвел на вас гуруджи?

Этот день я помню как сейчас!! Надев на “первое свидание” подготовленное заранее индийское платье – панджаби, я подошла к секретарю института, и он неспешно проводил меня вниз по лестнице в библиотеку – небольшое помещение, где Гуруджи работал за письменным столом, и студенты изучали тексты сидя за большим столом напротив.

Увидев, как другие ученики, входя в библиотеку, делают практически полное простирание, выполняя традиционное индийское приветствие Гуруджи, я поклонилась, и Гуруджи, едва кивнув, пригласил меня присесть на стул у стола. Сказать, что в тот момент меня переполняли чувства от невероятности момента  — ничего не сказать. С трудом взяв себя под контроль, я пролепетала нечто о том, что я приехала из Украины с тем, чтобы поблагодарить Гуруджи за тот вклад в лично мое и общечеловеческое развитие, которое он сделал, познакомив нас с йогой… Оторвав взгляд от письма, Гуруджи взглянул на меня и на лежавшую передо мной фото презентацию уже существующего Центра Махараджа, и неистово прорычал: ”Кто ты такая? И почему ты мне показываешь фото моих материалов и залов оборудованных для йоги Айенгара?? Я вижу тебя впервые!? Кто твой учитель?!”

Надо сказать, что такая реакция ну уж никак не вписывалась в предполагаемый мною сценарий встречи, затеянной ради выказывания почтения и благодарности… Немного оторопев, я практически шёпотом пролепетала имя того, кто собственно меня на эту встречу и благословил: “Фаек Бириа мой учитель”…

К моему огромному везению в библиотеке среди прочих работала старший преподаватель из Франции, Корин – супруга Фаека.  Незамедлительно Гуруджи обратился к ней за подтверждением, спросив, знает ли Корин эту девушку, то есть меня. Корин, кивнув, подтвердила мои слова, сказав,  что я действительно приезжаю к ним заниматься в Париж и Блакон, где проходят их летние интенсивы.

Удовлетворившись таким ответом, Гуруджи, полистав еще немного мою фото презентацию, сказал: “Хорошо, но поскольку я вижу тебя впервые – ты должна показать мне свою практику!” в тот момент сразу после пройденного курса панчакармы я совершенно не чувствовала в себе сил на показ полноценной практики и мы договорились о встрече на июнь.

14012058_10153619848816268_1530552908_nВы сдавали экзамен лично Айенгару. По каким критериям оценивал ученика Айенгар? Что нужно было продемонстрировать на экзамене? Как все было организовано?

Как такового экзамена в полном смысле этого слова у меня не было, или он был, но в течение целого месяца. 😉 Были беседы в библиотеке, ассистирование на терапевтических классах, постоянный просмотр и коррекция моей практики в течение всего периода моего пребывания в институте. Благодаря какому-то чуду, возможно сжалившись над Украиной, в которой не было ни одного сертифицированного преподавателя, Гуруджи стал меня учить. Он позволил мне заниматься рядом с его внучкой, Абиджатой, которой, как мне кажется, уже на тот момент он интенсивно передавал метод. Во время собственной практики, в холле первого этажа, где каждый месяц собирается множество студентов со всего мира, Гуруджи периодически  просил продемонстрировать ту или иную позу, затем задавал разные вопросы, пытаясь помочь мне включить тонкую различительную способность и самой скорректировать неровности. Например, он мог поинтересоваться тем, как я ощущаю свой язык в ширшасане (стойке на голове) – тонким или толстым. Надо сказать, что срабатывало это далеко не всегда, и разницу ощущения языка в зависимости от положения головы в ширшасане я отследила уже гораздо позже. Поэтому частенько Гуруджи приходилось корректировать меня более четкими указаниями 😉

Об этом периоде много чего интересного можно рассказать, но это тема уже другого разговора. Завершу тем, что однажды, уже в конце моего пребывания, Гуруджи спустился в библиотеку, и к моему огромнейшему удивлению, благословил меня на дальнейшее освоение метода, передачу знаний и вручил сертификат.

За этой поездкой следовали многие другие, конвенции, 95-ый день рождения Гуруджи, однако это первое, невероятное знакомство осталось навсегда в моей Душе!

Вы называете Б.К.С. Айенгара – гуруджи. В этом слове заключен глубокий и сакральный смысл. Был ли момент, когда вы осознали, что встретили в этом человеке не просто великого учителя йоги, а своего гуру?

Вначале слышать, что все последователи метода по всему Миру называют Шри БКС Айенгара – Гуруджи, для меня было также удивительно, как и для вас сейчас! Но всё это удивление прошло, как только я увидела Гуруджи своими глазами. Тот трепет и ощущение этого человека рядом не оставили никаких вариантов, и в голову с тех пор никакое другое обращение не приходит.

Расскажите о своем режиме практики сейчас. Сколько времени посвящаете занятиям?

Мой режим практики сейчас не идеален, однако занятия, конечно же, присутствуют каждый день. Если учитывать все аспекты практики и процедуры, то она составляет от 2-ух до 4-х часов в день. Конечно же, это зависит от наличия свободного времени.

Иногда, приходится смещать практику с утренних часов на вторую половину дня. Это происходит, когда понимаешь, что целесообразнее сосредоточиться на выполнении стоящей перед тобой задачи, в этот момент это – твоя йога, а практику на коврике оставить, предположим, на вечер, но, всё же, зная по опыту, что самые правильные мысли, решения и ответы зачастую приходят как раз во время практики, заниматься стараюсь всё же утром.

Чему уделяете больше всего внимания?

Стараюсь работать над непрерывностью потока внимания, используя инструментами при этом как асаны, так и пранаяму и медитации. Ведь форма того, что мы делаем, не всегда определяет содержание. Это скорее инструмент работы. Наполнить же любую форму правильным содержанием  — основная задача, так чтобы она ожила и засверкала Жизнью и Осознанием. Хочется прийти к одинаково прекрасному тотальному и однонаправленному состоянию с полным его осознанием в любом проявлении внешней и внутренней активности, будь то асаны, пранаяма, медитации или обычная жизнь.

14054617_10153619855446268_5249776_nВы не только глубокий и опытный практик, и преподаватель йоги, но и директор большого СПА и Йога Центра в Харькове. Не смотря на непростую роль руководителя проекта, вы всегда излучаете спокойствие, относясь к каждому сотруднику своего центра с неизменной теплотой, терпением и уважением. Что помогает сохранять баланс и гармонию? Мешает или помогает ваше участие в жизни проекта «Махараджа йога и СПА» личной практике йоги?

Хотелось бы, чтобы это было действительно, так!

Баланс и гармония для меня заключаются в умении находить позитив в любой жизненной ситуации и в умении договариваться с собой! Практика йоги взращивая осознанность, помогает сократить временной промежуток между событием его осознанием и выбором  реакции. Рефлексируя, и наблюдая себя, ты сам можешь выбирать ответ! Ну и конечно же необходимым фоном, который помогает этому случиться является осознанное дыхание и его наблюдение (пранаяма). Все это помогает справляться с собой.

А по-поводу отношения к сотрудникам, то я действительно им всем искренне симпатизирую, поэтому такое отношение рождается само собой. Хотя, на мой взгляд, мне еще ой как многому нужно было бы поучиться 😉

Что касается того, мешает ли управление проектом или помогает, то если говорить о свободном времени, то конечно его чуть меньше для практики чем хотелось бы. А с другой стороны в этом есть огромное преимущество – каждый день ты чётко видишь свой уровень и можешь отслеживать что из наработанных во время практики качеств и понимания, с коврика перешло в реальную жизнь! Это и так заметно, если наблюдать, но в такой мини системе ты видишь все эти проявления ещё быстрее. Да и само осознание того, что ты причастен к созданию «рупора» транслирующего позитивные ценности – физического и духовного самосовершенствования, гармоничного и развивающего общения, ненасильственного и здорового питания, объединения людей вне зависимости от вероисповедания, национальности, расы, нравов и убеждений, на основе принципа единства Разумных живых существ, делает меня счастливой.

Видимо, я не из тех людей, кто пришел на эту Планету сразу с четким пониманием превосходства духовной составляющей реальности. С юных лет мне уже хотелось что-то создать ощутимое и проявленное. Пойдя по этому пути, я считаю, что мне удалось реализовать свой потенциал к активной социальной жизни. И теперь, с радостью, отработав этот аспект и будучи безмерно благодарной за каждый подаренный опыт и момент я с лёгкой душой взяла на работу исполнительного директора с тем, чтобы заняться практикой с новым ощущением свободы.

Наверное, вы, впервые пришедшая на класс по йоге, и вы сейчас очень отличаются, ведь практика меняет человека. Какие самые большие изменения вы замечаете, оглядываясь назад?

Думаю, что поменялось много, но мне об этом трудно судить.

Надеюсь, что внутренний наблюдатель сейчас чуть меньше спит. 😉 С точки зрения практики — стало более понятным что, и зачем делает преподаватель.

Думаю, что стало чуть больше приятия в целом, и понимания причинно следственных связей окружающей нас реальности. Ну и самое прекрасное изменение – это зарождающееся чувство общности и единства со всем вокруг.

Буду очень рада видеть вас на Аватаре!

До встречи!

Намасте!