Если вкратце, что больше всего изменилось для вас за последние годы относительно того, как вы сами для себя осознаёте йогу и относительно того, как йога проявляется в вашей жизни?

Самое главное, что дала мне йога — это опору и спокойствие в жизни. И это очень тонкий момент — опираться не на саму йогу — тогда это может перерасти в фанатизм. Опираться на опыты и состояния, полученные в процессе практики.
Если попробовать описать одной фразой — то с годами практики растет ощущение что любые события жизни стали не фатальными. Йога дала умение меньше вовлекаться в ситуацию, или эмоцию — и соответственно лучше видеть глобальную картину.

Так или иначе, вы все равно практикуете асаны, то есть прежде всего остаётесь практиком — что для вас сейчас самое интересное в личной практике в плане гимнастики йогов?

Так как я занимаюсь в основном крийя-йогой, а это в основном дыхательно-медитативные техники, то много лет у меня было мнение, что асаны нужны для того, чтобы тело не «тянуло» на себя внимание в практике медитации. Но последние года полтора я нашел новый интерес в асанах — стараюсь строить их плавными, «текучими» последовательностями. Теперь моей целью в практике асан является сохранение медитативных состояний в динамике, в движении. Это очень помогает в жизни — ведь в жизни любого городского жителя больше движения, чем неподвижности.

5 любимых асан прямо сейчас на момент сможете назвать?

На данный момент это скорее последовательности, чем конкретные асаны. Но все же: врикшасана, собака, планка, вирасана, бакасана.

Смогли бы описать условно тегами в чем находите состояние йоги сейчас когда осознаёте его таковым?

#покой #безграничность #одновременность #тотальность

Расскажите о проекте «Moksha sounds» — вы сами пишете музыку для йоги. Как много музыка занимает в вашей жизни? Как обстоит сам процесс написания музыки для йоги у вас?

Музыка всегда была важной частью моей жизни. Я всегда много ее слушал еще до знакомства с йогой именно с музыкой связаны мои самые важные переживания и жизненные опыты.
В разные периоды жизни я учился играть на разных инструментах — на гитаре, различных этно-барабанах, флейте. Когда я начал учиться электронной музыке — это открыло много новых возможностей, так как в ней ты больше не музыкант, а дирижер, управляющий всеми инструментами)
Для меня музыка — это очень древний инструмент достижения глубоких состояний. В любой культуре духовная практика сопровождалась музыкой. В йоге есть отдельный раздел связанный с работой со звуком — нада-йога.
Написание музыки — это для меня очень тотальный процесс. Я сажусь писать музыку только если у меня есть не менее трех часов свободного времени. Чаще всего это происходит ночью — само пространство вокруг — спокойней и умиротворённей. Никто не отрывает тебя в мессенджерах и по телефону. Как и во время преподавания йоги — для меня это все равно моя личная практика, я вхожу в состояние. Так же и с написанием музыки.

 

К слову, как то ранее вы говорили, что делаете акцент на пси-активную музыку. Интересный вопрос, многие молодые люди ищут специфический состояний восприятия, в том числе йоги, стремящиеся получит якобы другой духовный опыт, объясняя тем, что некоторые древние садхаки поступали подобным образом. Какое у вас к этому отношение?

Для меня йога — это в принципе про состояния. Не про техники, упражнения и правила. Если вспомнить «Йога-сутры», то: «йога — это избавление от волнений (видоизменений) ума». Другими словами — состояние, в котором этих волнений нет. То есть — йога это и процесс и результат, и практика и состояние. А насчет того, какими средствами мы их достигаем — то мир не стоит на месте. Цивилизация дарит нам много технических возможностей воздействовать на все органы восприятия. Музыка, как практика, известна с древних времен и не только в йоге. Что же насчет каноничности в йоге — я не поклонник строгому следованию канону. Нужно понимать весь контекст, в котором создавалась та или иная система. Например — если взять основные трактаты по хатха-йоге, такие как «Хатха-йога прадипика», «Шива-самхита», «Гхеранта-самхита» — везде хатха-йога описана как целостный образ жизни. По сути — очень монашеский. Я не практикую эту систему так в целостности, потому что я сделал выбор оставаться мирским человеком. И я не могу ее передавать в таком виде, ведь большинство людей приходящих на занятия тоже не монахи)

Мешает ли публичность преподавателя йогическому пути?

Не думаю, что есть однозначный ответ на этот вопрос. Смотря как ты с этим обращаешься внутри себя. Я не чувствую особо что бы мне публичность мешала, или помогала.
Большей проблемой я вижу то, что в сознании людей йога на западе как образ в сознании людей тесно связанна с ЗОЖ, вайшнавами, и еще много чем — от уринотерапии до астральных полетов. И больше дискомфорта я испытываю от того, когда посетители семинаров начинают мне говорить фразы: «тыжейог», или «в ведах сказано». Я готов говорить об этом аргументированно, но обычно эти люди веды то как раз и не читали.
Что касается популярности — мне кажется это вопрос того, на что ты опираешься в жизни. Если опора у тебя внутри — то внешнее мнение тебя особо не цепляет. Если ты опираешься на мнение людей о тебе — тогда ты становишься от него зависимым и тогда «Хьюстон, у нас проблемы».

Сейчас принято к выдающимся практикам относить по большей степени преподавателей — как думаете, почему? Просто им приходиться знать больше и это справедливо или нет? Ведь все же в таком случае йог признает это своим ремеслом или бизнесом и соглашаешься на все издержки такого выбора и его специфики в современном мире. В тоже время именно преподаватель лучше других знает, что по хорошему йог должен жить уединенно и заниматься собой а не невнимательными практикующими, для которых йога начинается и заканчивается в промежутками между работой?
Во-первых, давайте определимся в понятиях. Кто такой йог? Для меня йог — это человек практикующий йогу в любой форме. Все идеи о том, каким йог должен быть, все ограничения с моей точки зрения связанны с тем, что йога традиционно передавалась в среде монахов, которые жили по своим правилам. И живя в Киеве жизнью мирянина глупо делать вид, что ты индийский монах. Делать вид — вообще глупо) Другой момент — в сознании людей понятия йога-тичер и Гуру — это одно и то же. Но это не так. Гуру — это реализованный мастер, он Видит, что происходит с учеником. Гуру ведет человека по жизни.
В свою очередь инструктор, благодаря накопленному опыту, учит практикам. Он еще сам в пути и идет вместе с учениками. Примерно, как старший товарищ. Насчет финансовой стороны вопроса — для меня это все о том же — о монахах и мирянах. Понятно почему очень много правил о деньгах у монахов — они ведь работают с отречением от материального мира.
Но у мирянина есть много социальных обязанностей — семья, дети, родители, налоги. И если ты стараешься делая что-то делать это хорошо, ты захочешь достойных условий для своей жизни и жизни близких. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы за йогу брать деньги. Другой вопрос — это точно не должно быть основным аспектом)

 

Есть ли у вас сейчас ученики с которыми вы занимаетесь всерьёз и видите их серьезными практиками в будущем?

Да есть. Есть многие которые уже пошли по своему личному пути в личную практику. Есть те, кто еще ездят на семинары.

В чем ваша мотивация в йоге сейчас, или же вызов, если мотивации и так достаточно?

Мотивация предельно простая — как и все я хочу быть счастливым. И у меня достаточно опытов с йогой, чтобы чувствовать что она мне помогает делать более счастливой мою жизнь.

 

Что из йогической литературы для вас канон? Часто ли находите что-то новое относительно теории или опираетесь на старую литературу?

По йоге — это «йога-сутры», «йога-васиштха», «авдхута-гита» и «дживанмукти-гита». Читаю очень много литературы из других традиций. В последнее время это китайские «Дао Де Цзин» и «Книга перемен» с комментариями Бронислава Винагродского.

Как часто вы практикуете сами?

Я не очень разделяю практику и жизнь, тяжело ответить на этот вопрос)
Я не люблю вести «голосом» — когда веду, практикую вместе с группой. Так как веду много, то помимо этого дома занимаюсь медитацией и делаю крийи. Но самой важной частью личной практики уже года два считаю отслеживание паттернов поведения мышления и реакций. С этим работаю все время)

Личная практика для вас интуитивна или у вас есть программа?

Интуитивна однозначно. Для меня йога это в принципе о том, чтобы все больше быть в потоке. Однако первые пару лет практики, на мой взгляд, человеку тяжело разобраться — где голос интуиции, где лень, где игры ума. С практикой и самоисследованием ты начинаешь все больше различать эти внутренние голоса, до этого лучше следовать какой-то программе.

Любой большой йогический форум — это целый конгломерат йогического знания, рассеянного в воздухе. Какого опыта вы бы хотели от Avatar или чего ждёте?

Вдохновения и контакта) Практика у другого инструктора всегда вдохновляет меня, так как даже если ты знаешь все техники, скомбинированные именно в такой последовательности они все равно немного другие. Как человек я про контакт — не накопление информации, не про формальные отношения. На фестивале будут ведущие за которыми я давно наблюдаю но никак не дойду к ним — интересно с ними проконтактировать!

Кто для вас авторитет среди йогов современников?

Я не ищу авторитетов. Любой человек занимающийся чем то долго, может вас чему то научить в этой сфере. Мне йога видится неоднородной, это очень общее название, указывающее на цель. Но каждая школа/направление — это по сути авторская методика основателя школы. Потому асанам я бы шел учиться к одним людям, медитации — к другим, пранаямам — к третьим, а на ретрит поехал бы к четвертым. Так что говорить о авторитете в йоге в целом я вообще не берусь)

Какое у вас отношение к тому что в наше время йога в широких массах ассоциируется с буржуазным занятием для красивых современных девушек, нежели практикой сознания, которая рано или поздно приводит к очевидным открытиям в плане осознания, переосознания себя и необходимостью управлять вниманием и вниманием в теле?

Я считаю что относительно населения планеты, пропорция осознанных, или практикующих людей не меняется. И не важно, сколько тысяч человек ходят в йога-студии, если для них это фитнес, или ЗОЖ. К цели йоги, как к состоянию, стремятся по прежнему единицы. Но в целом я за максимальную свободу — чтобы все было доступно и каждый выбирал то, к чему его тянет. В 2009 году, когда я начал вести крийя-йогу я вообще не нашел других крийя-йогов в украине, хоть и искал их. В 2010 году я начал вести молчаливые ретриты и усиленно мониторил ситуацию — и кроме меня из йогов такое вел только один человек. Хорошо что сейчас все доступно и есть выбор — ЗОЖ и фитнес ведь тоже отличные вещи. Если человек не ищет большего, тянуть его не стоит, так это все равно не работает)

Фотограф Kate Row